Без права на ошибку

2018-10-5 08:00

Да, дорогой репетитор языка, я буду учить вас, как меня учить, если мне приходится говорить вам: «Не перебивайте». Как, собственно, мне и пришлось сказать своему репетитору. Потому что тот язык, который вам — почти родной, для меня только начинается.

Его конструкции пока не звучат для меня естественно. И когда я, запинаясь, произношу следующее предложение, я пытаюсь вспомнить новые слова, расставить их в нужном порядке, вытащить правильный предлог. Нет, не этот, и правильный артикль, куда ж без него, и ещё произнести это чужими для меня звуками, и к середине предложения я понимаю, что в начале потерялся вспомогательный глагол и… могу ли я исправить ошибку? Нет! Её уже, перебивая меня, исправляет репетитор! Зачастую быстрее, чем я успеваю эту ошибку поймать. Зачастую начиная заново рассказывать мне то же грамматическое правило, да я знаю это правило! И то, что я его знаю, не значит, что я могу быстро его применить, это нарабатывается только практикой. Только практикой, но вместо практики мы занимаем время повторением несчастного правила.

«…auf den Tisch», — говорю я и тут же думаю — «чёрт! не то», но нет, мы снова разбираем, что на столе — auf dem Tisch, а auf den Tisch — это на стол, спасибо, вы снова произнесли оба варианта, теперь-то я точно запомню, что правильный только один.

Да дайте мне договорить моё неправильное предложение, сделайте паузу, и если убедились, что я не ловлю ошибку, тогда поправляйте!

Или, может, мне надо сначала мысленно сформулировать предложение до конца, а когда оно будет готово, уже его говорить? Но нет, ведь репетитор тут же начнёт нетерпеливо подсказывать, он же спешит, к концу занятия ему надо разобрать больше примеров и пройти больше тем.

Вечно спешащие репетиторы — это просто катастрофа. Ученик решает математическую или физическую задачу, а репетитор стоит над ним и указывает на ошибку, едва та была допущена. «Восемь икс плюююююс…», — выразительно тянет ученик. «Минус!» — тут же поправляет репетитор. Ведь если ученик сейчас допустит ошибку, он решит неправильно целый пример! Его придётся перерешивать. Драгоценное время, за которое можно было бы разобрать ещё одну тему, бездарно упущено!

А итог? Ученики совершенно разучатся не только искать ошибки, но даже работать без успокоительного надзора.

Откуда я это знаю? Я преподаю. Я вижу студентов, которые сидят перед компьютером и ждут, пока я подойду, чтобы спросить меня: «На эту кнопку нажимать?» Они не нажмут её сами, хотя прекрасно знают, что такое отмена последнего действия. Они скованы парализующей беспомощностью, если кто-то над ними не бережёт их от ошибки.

Я вижу учеников, которые решают задачу и после каждого действия тревожно заглядывают мне в глаза: правильно или нет? Моё безмятежное «решайте, решайте, потом проверю» их пугает, и к середине задачи, не услышав заветного «всё верно», они окончательно теряют волю.

Потому, что не знают, как решать? Нет, поддакивай на каждом шагу, и всё пройдёт на ура.

Ученики, ходящие к репетиторам (а таких всё больше), совершенно разучились ошибаться, находить и исправлять свои ошибки. Потому что вот он, репетитор, спешит, перебивая, не позволит ученику сделать что-то не так.

Так вот, дорогой репетитор. Вы задолбали своей торопливостью. Перестаньте перебивать, перестаньте внушать своим ученикам парализующий страх ошибиться, иначе они не то, что никогда не заговорят бегло — вообще никак не заговорят. Сбавьте темп и научите их совершать ошибки и исправлять их. Или бросайте эту профессию, она не для вас.

.

Подробнее читайте на ...

репетитор ошибку ошибки правильный предложение всё ученик tisch