Почему фильмы ужасов не пугают

2016-5-5 23:26

И не только фильмы, но и игры. Про это уже много кто написал, но я бы хотела рассмотреть проблему с точки зрения психологии. Внимание: пост носит образовательный характер! А это значит, будет много умных слов.

Если вам это заранее неинтересно, проходите мимо. Поехали!

Страх - одна из самых древний человеческих эмоций. К. Изард, известный исследователь эмоций, называл ее генетической. Что это значит? Это значит, что страх запускает в нашем организме вполне понятную и давно изученную реакцию.

Что происходит?
Страх связан с возбуждением определенных нейронных центров мозга, которые в свою очередь активируют ретикулярную формацию. Вот ее:

Это участок ствола головного мозга, контролирующий рефлекторную деятельность. Дальше, все также на автомате, мозг дает сигнал надпочечникам, которые выделяют два гормона: адреналин и норадреналин. Они также известны, как гормон кролика и гормон льва. Первый учащает сердцебиение и приводит в тонус скелетные мышцы, норадреналин еще называет гормоном злости, он повышает нам артериальное давление. В целом эти гормоны (а норадреналин еще и по совместительству нейромедиатор) формирует реакцию "бей или беги".

Где здесь удовольствие? Мы привыкли к заштампованной фразе: выброс адреналина в кровь - это приятно. На самом деле адреналин никак не связан напрямую со стимуляцией центров удовольствия. И никакого счастья он нам не приносит. Но приносят эндорфины. Каждый раз, когда мы попадаем в страшную или стрессовую ситуацию, мозг решает: "Черт, сейчас наебнемся и будет больно" - и выпускает эндорфины, чтобы уберечь нас от возможного болевого шока. Так что любители экстрима и хорроров - вам нравится совсем не адреналин, а эндорфин, называемый в прессе гормоном радости.

И здесь, уже на уровне физиологии лежит первая причина, почему фильму ужасов перестают пугать.


Наш мозг не так сильно отличается от мозга наших пещерных предков. По крайней мере не так сильно, как нам хотелось бы думать. Когда мы смотрим хоррор, а тем более играем в него, мозгу невдомек, что все это происходит не с ним, опасности нет. Поэтому он и запускает реакцию страха и дает нам эндорфины. Но рано или поздно (после N-го количество типичных фильмов ужасов) мозг решает: "Так, все это уже было и больно не было. Никаких тебе эндорфинов!". Мозг понял, что не наебнется и больно не будет. А значит хозяина не надо пытаться уберечь от потенциальной боли. И хорроры вдруг становятся не такими пугающими.


Следующие причины, приносящие потери в кассовых сборах современным хоррорам, лежат уже в области психологии.


Согласно эволюционной теории эмоций К. Изарда существует ряд типичных ситуаций, которые будут нас пугать. И да, снова вспоминает пещерного человека. Наши страхи родом оттуда) Что это за ситуации и как они могут появляться в хоррор-фильмах и играх?



1. Высота

Здесь все понятно. Упадешь - как минимум, будет больно. Максимум - смерть. Высота не будет пугать вас, если вы промышленный альпинист или просто альпинист. Читайте выше: мозг уже решил, что вы не наебнетесь. Но людей, не связанных никак с высотой, она будет пугать. В фильмах и играх показать высоту так, чтобы она чувствовалась (читай: мозг верил, что мы высоко), тяжело. Прекрасно с этой задачей справился Роберт Земекис в "Прогулке". От высоты там дух захватывало. Но все же мозг тяжело обмануть высотой. Используя пропреоцептивное чувство (сигналы, получаемые мозгом от мышц и суставов), мозг понимает, что мы попой на диване ровно сидим, а не гуляем на канате, протянутом между Башнями-близнецами. Однако появление 3D и других технологий может реабилитировать высоту, и она появится в будущем, как полноценный пугающий элемент хорроров.



2. Быстро движущийся на вас объект.

Все просто. Если на вас что-то быстро бежит, это, скорее всего хищник. Несколько тысяч лет назад, когда мы жили в пещере, никто на нас, кроме хищника, быстро не бежал. Поэтому быстрый объект: страх-страх-страх! На этом страхе построены все скримеры (выскакивающие страшные морды на фоне умиротворяющих пейзажей) и бу-эффекты. Если что-то быстро появляется в поле зрения, мозг решает, что оно на нас бежит.

И да, Outlast показывает, что быстро движущийся объект пугает нас также хорошо, как и пещерного человека. Но есть плохая новость: мозг привыкает. Второй раз играть в Outlast уже не так страшно. Мы знаем, где и кто на нас нападет-упадет. Точно также вырабатывается привыкание к скримерам (мы учимся чувствовать подвох) и другим выскакивающим страшилкам. Поэтому использовать их как элемент - да, почему бы и нет. Все равно 90% вздрогнет. Но строить на это весь фильм или игру? Нет, определенно нет. Мозг устанет вздрагивать, выключит реакцию страха, и мы заскучаем.



3. Темнота.

И мы снова вспоминаем хищников. Так получилось, что большинство хищников, так или иначе охотившихся на наших предков, делали это ночью. И даже сейчас каждый из вас может вспомнить огромное количество именно ночных хищников. Темно - хищники. Простая условная связь. Добавьте сюда сложность ориентирования (а мозг не любит, когда он не понимает, куда идти) + страх перед тем, что мы увидеть не можем. Например, злые духи, в которых верили наши предки. Все они тоже появляются ночью и творят свои темные дела.

Именно поэтому большинство херни в хоррорах случается не среди бела дня, а ночью. Уж так испокон веков заведено: на человека охотятся ночью. Но одной темноты недостаточно, чтобы напугать. В конце концов, хищник необязательно окажется именно перед нашей пещерой. Кроме того, большинство из нас учатся не бояться темноты еще в детстве. Помогают родители, которые старательно открывают шкафы и заглядывают под кровати. Но темнота нагнетает, этого у нее не отнять.



4. Неизвестность.

И мы подошли к самому вкусненькому. Ситуации неизвестности. Психика человека эволюцией заточена на то, чтобы мы могли выжить в любой ситуации. Это хорошая новость. Плохая новость: если психика не понимает, чего ждать за поворотом, она готовится к самому худшему. На всякий случай. И вот здесь непаханное поле для хорроров.

Давайте на минутку отвлечемся. Вспомните всех тех тварей, что вы недавно мочили в игрушке или видели на экране телевизора. Многие ли сумели вас действительно напугать? Скорее всего, нет. Как бы ни старались художники, они не могут нарисовать чудовище, которое напугает абсолютно всех. Потому что все мы боимся разного: кто-то боли, кто-то старости, кто-то призраков, а кто-то увечий. И в зависимости от наших страхов, пугать нас будут разные монстры. Пытаясь угодить всем и создать эдакого гибрида, хорроры в итоге не угождают никому. А снимать фильмы под каждый страх отдельно - некассово.

Но ведь гораздо проще не рисовать вообще ничего. Нагнетем атмосферу, добавим несколько странных звуков и запертую дверь или поворот. Психика сама нарисует страшную тварь, которая поджидает нас. Причем самую-самую. Ведь она знает, к чему готовиться.
Именно на страхе неизвестности построены действительно хорошие хорроры. Например, знаменитый "P. T. ". Там и скриммеров-то раз, два и обчелся. И крови не много. И вообще. Гильермо Дель Торо просто оставил нас наедине с вечными дверьми и поворотами: мы сами сделали P. T. страшной игрушкой. Также поступает "Layers of fear". Благодаря сюрриалистичности всего происходящего на экране, мы не понимаем, чего ожидать в следующий момент. А значит наша заботливая психика уже ожидает самого страшного.
Именно на страхе неизвестности построена популярность таких известных персонажей, как Слендермен и Самара. Что общего у этих двоих? Правильно, мы не видим лица. Чтобы не говорили британские ученые, увидев человека, мы сразу смотрим на его лицо (и только потом на остальные части тела). Нет лица - нет возможности идентефикации. Неизвестность! И хорошая почва для переноса страхов. Поэтому Слендермен страшный. А зомби из очередной пугалки нет.

Если производители хорроров перестанут стараться нас напугать, а просто дадут психике самой нарисовать страшную бяку, кассовые сборы поползут вверх.


И есть еще одна весомая причина, почему хорроры не пугает. Это главный герой, с которым не хочется ассоциироваться. Возьмите один из новых тизеров Outlast 2. Там, где чувак падает с холма и идет в деревню. Он там трупак находит в доме, которому бошку прострелили. И продолжает идти и кричать: "Эй, кто-то тут есть?!". Нет, правда? Я должна себя с ним ассоциировать?
Или возьмем первую часть. ГГ либо непроходимо туп (пойти ночью в психбольницу, в которой якобы что-то просиходит, не взять оружия и никого не предупредить - даже 5-летний скажет, что это плохая идея), либо он такой ужасный человек, что всем наплевать на его судьбу. Правда, я должна себя ассоциировать с ним? Не делайте героев хорроров тупыми! Пожалуйста! Я должна верить им и сопереживать. Иначе все, происходящее на экране будет лишь набором картинок!

Вот такой получился пост. По традиции извиняюсь за допушенные ошибки. Хороших вам хоророрв, прикабушники!

.

Подробнее читайте на ...

мозг ночью кто-то человека страх пугать хорроров психика