Вы жалейте иногда бедного студента

2018-12-12 08:36

Как.  Же. Вы. Мне. Все. Бесконечно. Дороги. Да-да, именно вы, дорогие два крутейших вуза нашего города. Вы требуете от своих студентов в качестве курсовых/дипломных хоть и маленькие — но всё же хорошие, полноценные научные работы.

Для естественнонаучных специальностей это означает эксперимент как основу для написания квалификационной работы. В библиотеке такую курсовую не напишешь: нужна лаборатория, в которой студент будет выполнять эксперимент, и руководитель, который будет этим студентом, соответственно, руководить. Естественно, обеспечивать всех студентов базой и руководством для выполнения подобных работ вуз никак не может.

Что делают студенты. Идут искать себе местечко в исследовательских учреждениях — таких, как наше. И там, за безвозмездную помощь в лаборатории, получают столь же безвозмездную возможность пользоваться реактивами, оборудованием, а также обзаводятся руководителем: обучающим, направляющим и наставляющим.

До этого момента всё нормально. А вот после него — начинается какой-то цирк с конями.

Вот приходит студент из вуза-с-большими-традициями. Спрашиваешь у него: «Когда вы сможете приходить работать?» А он начинает мяться: в понедельник у него первая, третья, пятая и шестая пары; во вторник — целый день практикумы и семинары, в среду он не может уйти из вуза ранее пяти, в четверг — ранее четырёх и лишь в пятницу ему благосклонно позволено уйти в два. Если вдруг чудом в какой-то день расписание позволяет выкроить хотя бы полдня на работу — на это якобы «свободное время» студента в любой момент могут назначить пару. Отработать практикум с другой группой? не прийти на лекцию по непрофильному предмету? Никак не возможно. Его вуз — в центре; мы — на самой окраине. Даже с учётом метро — добираться часа полтора.

Подстраивать рабочий процесс под студента мы не можем. Студент не может подстроиться под нас. Мучаемся и страдаем вдвоём.

Наконец-то — практика! Вот сейчас, наконец, студент сможет походить в лабораторию и сделать что-нибудь полезное в рамках работы над своей курсовой. Наивные мы.

«Практика» выглядит таким образом: у студента — все те же пары; для работы от щедрот выделены два дня в неделю. Не подряд. Допустим, среда и пятница. Какой эксперимент можно поставить при таких условиях?

А теперь — о другом вузе, с-длинной-непрерывной-историей. Эти хотя бы поближе к нам, да и многие занятия проводятся на нашей базе. К тому же, администрация понимает, что, раз студент-естественник не может не работать по своей будущей специальности — то нужно дать ему такую возможность хотя бы путём адекватного составления расписания. Вроде бы как всё в порядке.

Но нет. Периодически кафедрам попадает вожжа под хвост, и они начинают требовать вот-сейчас-немедленно-на-вчера информацию, требующую согласования с научным руководителем. Который, например, может быть в командировке за рубежом. Или в больнице, только что из-под наркоза. Или в отпуске, в глухих местах, где мобильник ловит только по большим праздникам.

А иногда кафедры начинают — иначе не скажешь — выкобениваться, придираясь к темам курсовых и дипломных: «Какая-то она у вас не строго генетическая/биохимическая/молекулярно-биологическая/нужное вписать — а переделайте-ка её вотпрямщас. Да, тоже на вчера». Дорогие, хотите строго генетической темы — берите своих студентов сами и на своей собственной базе сажайте считать хромосомы у дрозофил. А не докапывайтесь до темы по восстановлению целостности генетического материала (каковой предмет, вообще-то, имеет самое прямое отношение к генетике).

Студент делает то, что ему дают возможность сделать: обучается планировать и ставить эксперимент, интерпретировать его результаты, пользоваться современными методами исследований. Всё это, если и не лежит прямо в мэйнстриме его будущей специальности, то, по крайней мере, достаточно близко к нему. Чего вам ещё надо, а? Тем более, с учетом того, что специализация в нашей области знаний достаточно условна.

Нет, конечно, на фоне прочих вузов, оперативно переквалифицировавшихся в университеты, вы ещё выглядите более чем пристойно.

Но вас нет в мировом топ-100. А при таком-то подходе и не будет. И студенты получше так и будут стараться свалить в магистратуру хоть в Голландию, хоть в Швецию, хоть в Польшу — если уж не получается, к примеру, в Германию или Израиль.

Коллеги из вузов, вот зачем вы так делаете?

.

Подробнее читайте на ...

студент всё работы эксперимент студента возможность студентов