2019-10-15 08:00 |
Уважаемый учитель со стажем! Давайте я расскажу об описанной вами проблеме с другой стороны. Наш мир и, соответственно, общество меняется сейчас с невиданной ранее в истории скоростью. Постепенно до людей доходит, что насилие — это плохо.
Сначала была отмена рабства, потом — крепостничества, затем женщинам дали избирательные и другие права и так далее. Наконец, всемирный правовой консенсус дошел до того, что дети — тоже люди и бить их нельзя. Вообще.
О том, что ненасильственное воспитание — самое здоровое и эффективное, вам скажет любой компетентный детский психолог. Он же дополнит, что любые меры кнута (отобрать, запретить, лишить) работают крайне слабо и недолго либо не работают вообще. Думаете, если ребёнок будет всё детство ощущать ограничения, лишения и обиды, то в зрелости скажет «спасибо»? Не скажет, это так не работает. Наиболее охотно ухаживают за престарелыми родителями те дети, которые ощущали заботу и любовь, формирующие устойчивую психоэмоциональную родственную связь. И нет, сказать «Это я так о тебе забочусь» недостаточно, чтобы трансформировать в восприятии ребенка обиду в благодарность.
Я не призываю отказаться от ограничений совсем. Иногда они нужны. Но эффективное воспитание должно быть комплексным. Поощрение, похвала, вознаграждение, объятия и ласка совершенно необходимы для гармоничного развития личности и укрепления связей. И если последние два пункта — прерогатива родственников, то первые три актуальны и для учителей, причём в наибольшей степени в начальной школе.
А теперь давайте посмотрим, что дети получают. У них есть потребность в двигательной активности, но их заставляют сидеть по 45 минут неподвижно. У них есть желание высказаться, поделиться впечатлениями, обсудить материал, но сделать это можно только подняв руку (и не факт ещё, что вызовут) или вне учебного процесса где-то на переменах. Им хочется видеть и щупать мир непосредственно, но их пичкают голой теорией. И это только малая часть ограничений, которые на детей ложатся по умолчанию. А есть ведь ещё и печальные случаи недобросовестности педагогов. Например, когда существующую оценочную систему используют для ущемления достоинства детей: «Посмотрите все на Машу! Маша молодец, а вы!» Или когда педагог не справляется с удержанием внимания и начинает повышать голос, оскорблять и унижать детей.
Раньше проблему решали насилием. Сейчас оно законодательно запрещено. Что делают с этим во всём мире? Разрабатывают новые формы обучения, придумывают иные варианты организации школ, меняют программу с теоретической на практическую и так далее. Поинтересуйтесь на досуге, кто такой Сугата Митра и как организована его школа нового образца, построенная на изменившейся реальности и вытекающем новом восприятии её у детей.
Не выйдет в новой реальности переложить только на плечи родителей вопрос влияния на поведение детей в школе. У них точно так же нет рычагов воздействия. Более того, родители — тоже люди, со своим опытом и картиной мира. Как это изменить? Вводить принудительные курсы детской психологии с учетом современных реалий? Экономически это на порядок, а то и больше, затратней, чем сделать то же самое для педагогов. Пересмотренная система образования — единственный работающий выход. В конце концов, это школа — для детей, а не дети для школы.
Не задалбывайтесь, а меняйтесь. В этом суть прогресса и эволюции.
.Подробнее читайте на zadolba.li ...